Блокчейн, VR и большие данные: как появляются и завоевывают рынок новые профессии

СМИ пишут, что скоро искусственный интеллект отберет у людей рабочие места. А наши эксперты говорят, что будущее — за новыми профессиями. Для проекта «Профориентация» мы выяснили, как связать жизнь с большими данными или блокчейном.
Блокчейн, VR и большие данные: как появляются и завоевывают рынок новые профессии

Большие данные

Артур Хачуян, основатель компании SocialDataHub

«Заметный тренд последних двух-трех лет — раньше важно было собрать данные, хранить их и быть царем горы. А сейчас люди стали понимать, что собирать и хранить данные уже некруто — все это научились делать, мало-мальски значимый программист может написать систему сбора и хранения данных. В этом нет никакой сложности. И люди начали понимать, что главное — анализ, вычленение фактов.

В этой области нужны не чисто программисты или дата-аналитики. Это история на стыке гуманитарно-технической специальности: когда нужно и собирать-хранить данные, и правильно их анализировать, и на основе этого рассказывать историю. В каком-то смысле в ВШЭ, в магистратуре, мы готовим таких специалистов — это дата-журналисты. Они умеют программировать и анализировать, умеют писать тексты. Я думаю, что еще ближайшие два-три года рынок будет меняться в сторону таких мультиспециалистов.

Изменился подход к анализу социальных сетей. Пару лет назад был пик развития компаний, которые занимаются мониторингом, это время такой метрики, как тональность. Если о тебе плохо говорят, ты зарабатываешь мало, а если хорошо — зарабатываешь много. Сейчас анализ ушел от параметра количества упоминаний к качественному анализу этой аудитории. Где-то он дает 2% прибыли, где-то — 62%. Например, условный Burger King дает своему подписчику промокод на бесплатную еду. Вроде как случайно. На самом деле за этим стоит гигантский алгоритм, который анализирует потенциал этого человека в привлечении новой аудитории. Или, например, мама двухлетнего ребенка внезапно получает в подарок какую-то детскую еду. На самом деле этот алгоритм охватывает всю сетку мам двухлетних детей.

Блокчейн, VR и большие данные: как появляются и завоевывают рынок новые профессии
Вакансии в профобласти ИТ. Данные включают повторно опубликованные вакансии.

Мамы выделяются в социальных сетях. Беременная женщина хоть один раз сообщила о своей беременности в соцсетях. Например, она пишет: «Всем привет, я на третьем месяце». И мы понимаем, что в положенное время она родит и сделает фотку, либо ее муж сделает фотку. И поскакали. От 0 до месяца ей предлагается одна реклама, затем другая. А потом она получает сообщение: «Мария, через 7 дней у твоего ребенка день рождения, можешь арендовать вот это кафе».

Чтобы работать с большими данными, нужно изучать математику. Высшую математику, линейную алгебру и то, что называется ТФКП — теория функций комплексной переменной. В 2017 году был такой бум профессии — все хорошие программисты шли в дата-аналитики, чтобы получить плюс 50 000 к окладу. Но на самом деле, чтобы был крутым, нужно также изучить Python и пару библиотек для машинного обучения. Нужно большое количество базовых знаний.

Я думаю, что эта профессия еще не стала привычной. Но в ближайшие два-три года станет. Сейчас только большие компании могут себе позволить собственных крутых дата-аналитиков. Чем больше появляется сервисных компаний, тем быстрее профессия станет чем-то обычным».

Виртуальная реальность

Максим Козлов, CEO в Interactive Lab

«Мы работаем в рекламной сфере. В 2015 году, когда VR только появился, было очень много рекламных проектов. Наш первый проект — гонка на велосипедах. Садишься, крутишь педали, но находишься в виртуальной реальности при этом. Затем в 2016 году тот же проект вышел для мобильного шлема.

Сначала была волна 360-градусного видео. Все хотели снимать такое видео, всем хотелось перенестись в другую реальность. Этот инструмент подходил под любое направление — от обучения до рекламы и развлечений. Затем клиенты захотели что-то более отвечающее их задачам. Но вначале это были рекламные кампании, презентации, кинотеатры и так далее. Сейчас первая волна прошла, все поиграли в VR и хотят реальных решений, которые максимально эффективно сработают для бизнеса. Раньше цель была — удивить клиента, дать попробовать очки, а сейчас с помощью VR-очков хотят обучать сотрудников, выбирать себе квартиру.

Когда вышел первый шлем виртуальной реальности, производители позаботились и выпустили такой редактор — Unity. В нем большинство разработчиков создают свои проекты для виртуальной реальности. Этот переход к новой технологии был достаточно легким, потому что были все инструменты, чтобы разобраться. Сложности могли быть связаны лишь с тем, что это не плоский экран, а 360-градусный контент. Здесь совершенно другой подход и важнее продумывание контента, чем программирование. Самая главная проблема в виртуальной реальности — это укачивание.

Ошибка в том, что нельзя взять какого-то крутого креатора и сказать ему: сделай нам проект под VR. Ему нужен будет минимум месяц, чтобы вникнуть и разобраться, что это такое вообще, по каким законам работает. Всем креаторам нужен опыт. Если говорить про разработку — программисту, который знает, что такое Unity и делал там уже какой-то простой проект, достаточно два-три дня, чтобы погрузиться и сделать какое-то приложение для виртуальных очков.

Блокчейн, VR и большие данные: как появляются и завоевывают рынок новые профессии
Вакансии в профобласти ИТ. Данные включают повторно опубликованные вакансии.

Мощный драйвер сейчас — это VR-игры, они двигают все. Сейчас очень много тематических парков, развлекательных центров. Вы с друзьями приходите в какое-то помещение, вокруг вас арена, вы решаете загадки, убиваете монстров, придумываете игры. Через это пользователь знакомится с виртуальным миром. И когда он покупает себе шлем, то вторая волна — желание играть у себя дома. Игры, адаптированные под виртуальную реальность, уже есть и будут появляться еще. К сожалению, это происходит не очень быстро. Потому что не так много девайсов куплено в мире и производители не спешат адаптировать игры.

Если вы не любите играть, то для вас есть 360-градусный контент, обучающий контент, мультики. Можно хоккей посмотреть в 360. Очень много решений, когда вы просто погружаетесь куда-то и смотрите картинку, практически не участвуя. Или, например, вам нужно обучить 1000 человек, чтобы они действовали по одному и тому же сценарию. С помощью очков можно запрограммировать весь процесс. Обучение очень востребованное. И многие компании, в том числе российские, разрабатывают такие продукты.

Виртуальная реальность сильно помогает в сфере продаж недвижимости. Мы разработали такую платформу, с помощью которой клиенты могут в очках виртуальной реальности посмотреть планировки, походить по квартире в масштабе 1:1. И это действительно ускоряет процесс принятия решения. Уже выглядит странно, когда вы не можете посмотреть вживую квартиру, которую покупаете за несколько миллионов. Ускорение принятия решения увеличивает продажи. Поэтому массовое применение VR будет в недвижимости в том числе. Это очень экономит время».

Блокчейн

Сергей Лоншаков, разработчик, руководитель проекта Airalab

«За последние два года много людей очень разных профессий вовлеклось в работу с блокчейн-проектами. Легче стало искать заинтересованных в сотрудничестве, основываясь на знании исключительно предмета обсуждения (технологии). Принципиально для нашей R&D команды ничего не изменилось. И в 2015-м, и сегодня нужно изучать нововведения от ключевых разработчиков — Bitcoin, Ethereum и других известных проектов. Нужно пробовать в работе технологии и адаптироваться под реалии возможностей, которые есть сегодня.

Первая двадцатка coinmarketcap хорошо показывает, что технология становится более привычной, ее можно применить совершенно в любых сферах. Если суммировать, то есть множество проектов, которые вместе реализуют новые мировые общественные институты — децентрализованную финансовую систему, децентрализованный интернет.

В сфере сохраняется дефицит специалистов с опытом и подходящей парадигмой мышления. Востребованны разработчики в первую очередь, затем бизнес-девы. Чтобы начать свой проект или прийти работать в уже сложившуюся команду, нужно для начала прочитать и понять задачи и методы решения, описанные в Bitcoin Whitepaper и Ethereum Whitepaper. Это первое, с чего стоит начать».

Блокчейн, VR и большие данные: как появляются и завоевывают рынок новые профессии
Вакансии в профобласти ИТ. Данные включают повторно опубликованные вакансии.

Как новые профессии влияют на рынок: мнение эксперта

Кирилл Кузнецов, руководитель отдела профориентации, «Гуманитарные технологии»

«Мы видим, что сейчас происходит трансформация. Но она не отслеживается на примере какой-то одной профессии, а видна в общей ситуации. Например, раньше ты получаешь образование и долго работаешь по этой профессии. А сейчас ты учишься одному, затем другому, а на работе имеешь возможность освоить что-то третье. Должность стала некоторым набором компетенций, который ты приносишь в компанию. Это тренд будущего — когда сотрудник не узконаправленный специалист, он может дать компании больше.

Коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа — известные 4К, компетенции будущего. Это то, что будет нужно любому нынешнему школьнику, куда бы он ни пошел на работу. Эти компетенции и создают новые профессии, дают контекст. Так, коммуникабельность нужна любому инженеру — мало сделать деталь, нужно уметь рассказать о ней. И работающему человеку тоже необходимо меняться — нужно вкладываться в обучение. Если этого не делать, очень быстро происходит стагнация.

Для собственных исследований мы опрашивали региональные предприятия — кто будет востребован в ближайшие три года. Только на такой срок они могут примерно прогнозировать свою потребность в кадрах, а дальше — слишком много влияющих факторов. Мы выяснили, что сейчас у регионов запрос на 70% формируется из кадров со среднеспециальным образованием. Например, верхотурщик. Казалось бы, роботизируй не хочу, но нет, эти специалисты востребованны.

Сами предприятия удивительным образом мало вкладываются в роботизацию. Процесс массовой автоматизации, очевидно, потребует много времени. Прогресс будет идти, но значительно медленнее, чем нам хотелось бы. Из общения с рекрутерами я знаю, что компаниям дороже роботизировать, чем продолжать платить зарплату. Так как в России сейчас очень низкий порог минимальной заработной платы.

Искусственный интеллект не только обрабатывает информацию, но и генерирует новое. Хотя нейросети уже используются, до полного искусственного интеллекта еще далеко. Если роботы и проекты с искусственным интеллектом заменят людей, известные нам сейчас сферы автоматизируются — население займется чем-то новым. Пока что человека довольно сложно заменить».